Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяHR-директоруЗачем нужен маркетинг персонала

Зачем нужен маркетинг персонала

Зачем нужен колл-центр и как организовать его работу  Зачем нужна анкета удовлетворённости оплатой труда

Рассказываем, как маркетинг персонала помогает построить корпоративную философию, которая будет сохранять и приумножать самый главный капитал - ценные кадры.

Что такое маркетинг персонала

Незаменимых нет - одна из опасных установок, в которую может поверить владелец. Потому что хорошо бы помнить, что на обучение нового сотрудника придётся потратить и время, и силы, и деньги.

Чтобы не терять лояльных сотрудников и привлекать в компанию классных специалистов был придуман маркетинг персонала.

Его основная задача - создать у команды и кандидатов желание работать именно в вашей компании, даже если их будут приглашать к себе конкуренты.

Поэтому на специалистов с точки зрения маркетинга персонала смотрят, как на клиентов и всеми способами пытаются их сперва привлечь, а затем сделать лояльными и вовлечёнными. Ведь такие сотрудники принесут компании больше прибыли, чем компетентные, но равнодушные эксперты. 

Раньше вопросами найма занимались кадровики, однако развитие маркетинга персонала привело к появлению эйчаров.

Кто такой эйчар

Это слово произошло от английской аббревиатуры HR (human resources - человеческие ресурсы). Именно HR-менеджер анализирует рынок труда и занимается поиском нужных компании специалистов, их наймом и обучением. В идеальный эйчар - это одновременно психолог, социолог и маркетолог.

Задачи и виды маркетинга персонала

По факту все задачи маркетинга персонала умещаются в этой таблице:

Задачи маркетинга персоналаВид маркетинга персонала
Найм новых специалистовВнешний маркетинг
Удержание опытных сотрудниковВнутренний маркетинг

Из нее видно, что маркетинг персонала не ограничивается поиском и наймом новых кадров. Для того, чтобы люди были продуктивны они должны быть ей лояльны. А лояльность коллектива обеспечивается не одной зарплатой. Помимо зарплаты на желание людей работать влияют задачи, условия труда, атмосфера и ценности компании.

Хотите лояльных сотрудников? Рассказываем, как их получить 

Поэтому маркетинг персонала не возможен без выстраивания корпоративной культуры и бренда предприятия.

Считается, что вкладываться в развитие корпоративной культуры могут позволить только крупные корпорации вроде Яндекса, ИКЕИ или Apple, но это, конечно, не так. Даже если у вас небольшой бизнес, вы всё равно можете определить цели и миссию фирмы и знакомить с ней новых сотрудников. Предоставление гибкого графика, повышение квалификации, а также создание комфортных рабочих зон - это тоже одна из граней внутреннего маркетинга персонала.

Преимущества внедрения маркетинга персонала

Когда в компани налажена система по работе с персоналом, она получает огромные преимущества.

  • Не нужно тратить много времени и сил на кадровые перестановки внутри организации, потому что в должностные обязанности HR-маркетолога входит создание кадрового резерва в компании.
  • Платить зарплату неэффективным сотрудникам, потому что маркетинг персонала позволяет повысить эффективность специалистов путём создания подходящей системы поощрения и мотивации.
  • Терять прибыль в то время, пока новые сотрудники входят в курс дел, потому что есть быстрая и лёгкая система адаптации новичков.

Факторы влияющие на маркетинг персонала

Ни одна, даже самая престижная и крупная корпорация не работает в вакууме, поэтому при внедрении маркетинга персонала придётся учитывать ряд факторов.

Внешние факторы:

  • Ситуация на рынке труда: избыток или нехватка определённых специалистов. Обычно эксперта гуманитарного профиля найти проще, чем разработчика. При этом IT-специалистов может быть больше, чем рабочих, способных управлять сложной техникой.
  • Обилие или нехватка конкурентов в отрасли. При сильных конкурентах, за ценные кадры придётся побороться. Это может быть непросто, зато прекрасно стимулирует компанию к развитию.
  • Новые законы и акты, регламентирующие найм и рабочие отношения с сотрудниками. Отпускать сотрудников на больничный придётся, даже если вам очень этого не хочется. Так велит закон.
  • Социальные предпочтения. На выбор профессии влияет мода. Когда-то модно было быть юристом. Потом был всплеск интереса к техническим специальностям. В пандемию вырос престиж врача. Возможно, вам повезёт и в следующем году станет модно учиться на тех специалистов, которые вам нужны.

Внутренние факторы

Это, прежде всего, ресурсы и кадровый потенциал фирмы. Хорошо, кода есть возможность предложить зарплату выше среднерыночной и при этом есть возможность заниматься кадровыми перестановками, а не приходится искать того, кто согласится работать на 2 ставки. Если с внутренними факторами дела обстоят не очень хорошо, то перечитайте абзац про корпоративную культуру, возможно фирме не хватает именно её.

Вместо послесловия

Внедрение маркетинга персонала позволяет не только решить кадровые вопросы, но и повысить продуктивность. Помните, что маркетинг персонала начинается с искренней заботы о своих сотрудниках. А для того, чтобы они, как в поговорке, не искали в свободное от работы время "где лучше", работать в вашей фирме должно быть и комфортно, и престижно.

Также читайте: Hr-брендинг: что это такое, зачем нужен и как его сформировать

Связанные термины

Корпоративная этика: принципы и примеры
Кто такой специалист по кадрам
Найм персонала