Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяHR-директоруЗачем нужен маркетинг персонала

Зачем нужен маркетинг персонала

Зачем нужен категорийный менеджмент Зачем нужна корпоративная стратегия

Принимать на работу высококлассных специалистов - мечта любого управленца. Однако для своей реализации она требует от владельца бизнеса серьёзных вложений. И если вдруг кто-то считает, что сможет ограничиться только финансовыми вложениями, то он глубоко ошибается и, видимо, ничего не слышал о таком важном понятии, как маркетинг персонала.

Расскажем, как при помощи маркетинга персонала можно построить целую корпоративную философию, которая будет сохранять и приумножать самый главный капитал - ценные кадры.

Что такое маркетинг персонала

Незаменимых нет - вот одна из самых опасных установок, в которую может поверить владелец бизнеса. Потому что даже, если это и так, то хорошо бы помнить, что на обучение нового сотрудника придётся потратить весомое количество и времени, и сил, и финансов.

Чтобы не разбрасываться опытными сотрудниками и привлекать в компанию новых высококлассных специалистов и был придуман маркетинг персонала.

Основная задача маркетинга персонала в любой организации - создать у потенциальных и уже имеющихся сотрудников желание работать именно в вашей компании, даже если их будут приглашать к себе на работу конкуренты.

Именно поэтому на специалистов с точки зрения маркетинга персонала смотрят, как на клиентов и всеми способами пытаются их сперва привлечь, а затем сделать лояльными и вовлечёнными. Потому что такие сотрудники приносят компании значительно больше прибыли, чем компетентные, но равнодушные специалисты. 

Раньше всеми вопросами, связанными с наймом новых сотрудников занимались кадровики, однако развитие сферы маркетинга персонала привело к появлению новых специалистов, так называемых, эйчаров.

Кто такой эйчар

Специалиста, занимающегося маркетингом в управлении персонала неофициально принято называть эйчаром. Это слово произошло от английской аббревиатуры HR (human resources - человеческие ресурсы). Именно HR-менеджер анализирует рынок труда и занимается поиском нужных компании сотрудников, их наймом и обучением. В идеале хороший эйчар - это одновременно психолог, социолог и маркетолог.

Задачи и виды маркетинга персонала

Можно говорить о разных задачах маркетинга персонала, однако по факту все они являются производными от двух основных и перекликаются с видами маркетинга персонала:

Задачи маркетинга персоналаВид маркетинга персонала
Найм новых специалистовВнешний маркетинг
Удержание опытных сотрудниковВнутренний маркетинг

Как видно из этой таблицы, маркетинг персонала не ограничивается одним лишь поиском и наймом новых кадров. Для того, чтобы люди в вашей компании трудились более продуктивно, они должны быть ей лояльны.

А лояльность коллектива обеспечивается далеко не одной зарплатой. Помимо зарплаты на желание людей работать в той или иной фирме влияют условия труда, которые там созданы, атмосфера в коллективе и ценности, которые транслирует данная компания.

Хотите лояльных сотрудников? Рассказываем, как их получить 

Поэтому нельзя говорить о маркетинге персонала, не упоминая понятий корпоративная культура и бренд предприятия.

Принято считать, что вкладываться в развитие корпоративной культуры могут себе позволить только крупные корпорации вроде Яндекса, ИКЕИ или Apple, но это, конечно, не так. Даже если вы владелец небольшого бизнеса, вы всё равно можете определить цели и миссию своей фирмы и прописать её в регламентах, с которыми будут ознакамливаться все новые сотрудники. Гибкий график для наиболее важных кадров, возможность повышения квалификации, а также создание комфортных рабочих зон - это тоже одна из граней внутреннего маркетинга персонала.

Преимущества внедрения маркетинга персонала

В организации, где выстроена грамотная система работы с персоналом удаётся автоматически наладить ряд других процессов. Когда компания занимается  маркетингом персонала она получает огромные преимущества.

  • Не нужно тратить много времени и сил на кадровые перестановки внутри организации, потому что в должностные обязанности HR-маркетолога входит создание кадрового резерва в компании.
  • Платить зарплату неэффективным сотрудникам, потому что маркетинг персонала позволяет повысить эффективность специалистов путём создания подходящей именно им системы поощрения и мотивации.
  • Терять прибыль в то время, пока новые сотрудники входят в курс дел на предприятии, потому что маркетинг персонала занимается созданием быстрой и лёгкой системы адаптации для новичков.

Факторы влияющие на маркетинг персонала

Ни одна, даже самая престижная и крупная корпорация не работает в вакууме, поэтому при внедрении маркетинга персонала придётся учитывать ряд внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы:

  • Ситуация на рынке труда: избыток или наоборот нехватка специалистов определённой профессии. Обычно специалиста гуманитарного профиля найти проще, чем того, кто занимается разработками в области био-технологий. При этом IT-специалистов может быть больше, чем рабочих, способных управлять той или мной сложной техникой.
  • Обилие или нехватка конкурентов в вашей отрасли. Если у вас есть сильные конкуренты, то за ценные кадры вам придётся побороться. Это может быть непросто, зато это прекрасный стимул к развитию.
  • Новые законы или подзаконные акты, регламентирующие найм и рабочие отношения с сотрудниками. Отпускать сотрудников на больничный придётся, даже если вам очень этого не хочется. Так велит закон.
  • Социальные предпочтения. На выбор профессии всегда влияет мода. Когда-то модной была профессия юриста, затем был всплеск интереса к техническим специальностям, после пандемии вырос престиж профессии врача. Возможно, вам повезёт и в следующем году модно станет учиться именно на тех специалистов, которые вам нужны.

Внутренние факторы

К внутренним факторам, влияющим на внедрение маркетинга персонала можно отнести, прежде всего, ваши ресурсы и кадровый потенциал. Хорошо, кода есть возможность предложить сотрудникам зарплату выше среднерыночной и при этом есть возможность заниматься кадровыми перестановками, а не приходится искать того, кто согласится работать сразу на 2 ставки. Если у вас с внутренними факторами дела обстоят не очень хорошо, то перечитайте абзац про корпоративную культуру, возможно вашей фирме не хватает именно её.

Вместо послесловия

Внедрение маркетинга персонала позволяет не только решить кадровые вопросы, но и повысить продуктивность вашей компании. Однако, помните, что маркетинг персонала начинается с искренней заботы о своих сотрудниках. А для того, чтобы они, как в поговорке, не искали в свободное от работы время "где лучше", работать в вашей фирме должно быть и комфортно, и престижно.

Также читайте: Hr-брендинг: что это такое, зачем нужен и как его сформировать

Связанные термины

Корпоративная этика: принципы и примеры
Кто такой специалист по кадрам
Найм персонала