Содержание
Делимся классными чит-кодами публичных выступлений, которые помогут преодолеть страх и неловкость перед аудиторией.
Расскажите про цель
Расскажите о цели своего выступления. Если у вас, как у предпринимателя есть личная миссия, расскажите о ней.
Например. "Я здесь, чтобы сделать ваш бизнес более системным. И если после моего выступления в вашем бизнесе что-то изменится, и у вас получится внедрить хотя бы один пункт из того, что я расскажу, я буду считать, что выступал не зря».
Помните, что главный в зале - это не вы, как спикер. Главный в зале - зритель. И когда вы выступаете, вы должны заботиться о зрителе и сделать все, чтобы донести свою мысль. В этом и есть цель выступления.
Метод подковы
Выступления интересны, когда построены на рассказе. Чтобы создать интересный рассказ, используйте метод «подковы».
Начните описывать текущую ситуацию, потихоньку показывая отрицательную динамику.
Например: у меня был бизнес и я много работал. Сотрудников становилось больше, уровень проблем рос, я не успевал поесть, просыпался по ночам и обливался пОтом от стресса.
Так вы начинаете движение по подкове вниз: создаете ситуацию, когда состояние героя ухудшается. Героем можете быть вы, либо другой персонаж. Важно подробно описывать, как ухудшается ситуация. Детали важны, так как помогают слушателю ассоциировать себя с героем.
И вот рассказ достиг нижней части подковы, когда герой попадает в тотальную передрягу и лостигает полного дна. Дальше жить невозможно, либо конец, либо должно произойти какое-то чудо.
И вот с удовольствием случается: происходит какой-то событие или появляется новый герой. Чаще всего, в кризисных ситуациях проявляется человек, который подсказывает правильный путь или даёт совет. Важный разговор с самим собой - тоже может стать поворотным событием.
И дальше рассказ по «подкове» идет вверх, так как благодаря советам все налаживается. Теперь также подробно расскажите о позитивной динамике.
Например: я начал думать, и пришел к той мысли, что бардак в бизнесе - это не нормально, с ним нужно бороться. И есть простые решения, которые я начал потихонечку внедрять. Я внедрил регламенты, и таким образом часть вещей улучшилась (опишите, что улучшилось). Потом я оцифровал результаты, внедрил метрики (расскажите как внедряли и какой результат получили). Потом ввел недельные координации и планирование.
В каждом пункте можно делать микро-подковы: рассказывать о том, как было вначале, как не получалось, как было плохо. Потом кто-то сказал: «попробуй такую штуку». Послушал, внедрил, ситуация исправилась и получился классный результат.
Внутри большой подковы (основного сюжета) могут быть микро-подковы, которые дополняют рассказ и делают его интересным.
Рассказ заканчивается трансформацией главного героя, который приобрел новые навыки и опыт.
Если упаковать рассказ в такую подкову, то аудитория будет слушать раскрыв рот. А у вас формируется понятная и легко запоминающаяся структура выступления.
Двигайтесь по сцене
Классический рабочий метод, который часто используют в тренингах.
Зрителям очень скучно смотреть на человека, который стоит. Нет ничего хуже в выступлении, когда из-за стойки видна только голова спикера. Даже если на сцене есть стойка, не рекомендуем ей пользоваться. Возьмите микрофон и ходите по сцене.
Старайтесь не стоять на одном месте дольше нескольких секунд. Дойдите в один угол сцены и посмотрите на эту часть зала, потом поверните голову и так вернете внимание другой, противоположной части зала. Начните движение к ним навстречу, по пути остановившись в центре и оглядев весь зал. Так вы вернете внимание всех зрителей.
Метод ходьбы треугольником
Этот метод работает даже когда на сцене практически нет места.
Представьте, что вы стоите в центре треугольника. Вы можете сделать шаг вперед, шаг назад вправо и шаг назад влево. Эту технику можно использовать практически стоя на месте.
Даже при таком минимальном движении зрители будут воспринимать выступление гораздо лучше.
Движение тела, как и направление голоса очень важны в выступлении. Через них спикер возвращает внимание зрителя к себе.
Метод лейки
Спикеру важно не забывать поворачивать голову, чтобы обращаться к аудитории в разных частях зала. Чтобы помнить об этом, представьте, что зрители - это цветы, а ваша речь - вода. Чтобы цветы не засохли, вам нужно постоянно поворачивать голову, чтобы «поливать» зрителей.
Помните, что вода высыхает быстро. Поэтому возвращайтесь к одним и тем же частям зала снова и снова, чтобы зрители не засохли без вашего внимания.
И в этом очень помогает ходьба по залу. Она непроизвольно заставляет двигать головой и направлять речь и внимание на разные части аудитории.
Тембр голоса
Когда спикер двигается, меняется его тембр голоса. А тембр голоса очень важен в выступлениях, потому что монотонную речь слушать очень скучно. Важно иметь энергичный, разночастотный голос.
Чтобы сделать голос более живым и ярким, есть простой и смешной способ.
Встаньте, посмотрите на пол, немножко подпрыгивайте, руками показжите на пол и прокричите: «Поооол!».
Потом разведите руками и показывая на стены, кричите: «Стеееены!».
Потом поднимите руки, покажите на потолок и кричите: «Потолооок!»
Сделав это упражнение несколько раз, вы заметите, как поднимется настроение, речь приобретёт некий кураж, интонация изменится а выступление будет восприниматься совсем по другому.
Юмор
Многие любят выступления, когда в них используются шутки. Или смешные мини-истории. Это делает выступление веселым.
Аудитории может показаться, что спикер только что придумал эту шутку, или прямо сейчас ему в голову пришла эта история, и он ее удачно рассказал.
На самом-то деле у опытных спикеров есть набор подготовленных шуток и историй. И спикер использует их в зависимости от тайминга, аудитории, вовлеченности и необходимости донести ту или иную информацию.
То есть, когда говорят, что самая лучшая импровизация - это подготовленная импровизация, - это действительно так.
Поэтому после того, как вы подготовили выступление и создали презентацию, подготовьте шутки на разные ситуации.
Это не значит, что вы должны сами генерировать все шутки и истории. Обратитесь к коллеге, другу, партнеру, ассистенту и проведите небольшой мозговой штурм: «А какие есть смешные истории? Какие примерчики можно здесь рассказать?» И потом расскажете зрителям, что с вашим другом приключилась вот такая история.
Помните, что не обязательно использовать все заготовленные шутки. Во время выступления посмотрите на зал, оцените насколько зрители понимают о чем идёт речь, оцените оставшееся время. И если по таймингу все нормально, то добавьте интересную историю, которая взбодрит зал и поможет зрителям запомнить вас.
Поэтому готовьтесь. Это всегда скрашивает выступление и делает его лучшим, какая бы серьезная аудитория ни была.
Лицом к залу
В идеале помимо экрана, который видят зрители, в зале должен быть ещё один экран, который видит сам спикер. То есть, спикер не поворачивается спиной к залу, чтобы увидеть текущий слайд с текстом презентации.
Но иногда, даже на крупных сценах, у спикера нет возможности увидеть текущий слайд, не повернувшись спиной к зрителю.
Что делать?
- Узнайте заранее о такой возможности.
- Найдите что-то в зале, где будет отражаться экран.
- Посадите ассистента в зал, дайте ему ноутбук и пусть он переключает слайды за вами. На экране ноутбука вы будете видеть текущий слайд.
Помните, никогда не поворачивайтесь спиной к зрителям. Максимум - полубоком.
Говорите правду
Всегда говорите правду. А если вы где-то слукавили, то лучше одëрнете себя и скажите: «Ой, нет ребят, что-то я заговорился, на самом деле вот такой факт».
Мы уж не говорим, что если вы сказали какую-то неправду и вас публично в этом уличили, то подбора вам не избежать.
К сожалению, бывают люди, которые всегда готовы подловить спикера на его словах. Не давайте им для этого повод. Не врите, не лукавьте, не приукрашивайте.
Помните, что идеальное публичное выступление достигается практикой и непрерывным совершенствованием. Применение чит-кодов требует усилий и тренировки, а также способности адаптировать их к конкретным условиям и аудитории.
Надеемся, что знание этих чит-кодов поможет вам уверенно и эффективно выступать перед публикой, достигая таких результатов, которые вы ранее могли считать недостижимыми.
Также читайте: Чит-коды публичных выступлений