Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяБизнес-словарьДля чего нужен товарный знак

Для чего нужен товарный знак

Дивиденды собственников бизнеса: что такое, как рассчитать, когда платить Жизненный цикл работника: что такое, этапы, управление и примеры

Рассказываем, что такое товарный знак, зачем он нужен и как его зарегистрировать.

Многие думают, что заботиться о товарном знаке должны большие предприятия или холдинги. Но это не так.

Индивидуальный предприниматель А. Ильин думал также. Он открыл кондитерскую и повесил вывеску. Вот правда не знал, что его название уже зарегистрировано как чей-то товарный знак. А узнал, когда пришла повестка в суд. В итоге Ильин заплатил огромный штраф и больше не смог использовать это название.

Можно не задумываться о товарном знаке, когда у тебя ларёк с вывеской "Холодные напитки" и в планах не стоит масштабирование бизнеса. А вот если вы замахнулись на открытие сети, филиалов или франшизы, то без регистрации названия, как товарного знака не обойтись. Он защитит от воровства, выделит среди конкурентов и станет нематериальным активом, продав который можно заработать.

Что такое товарный знак

Товарный знак – уникальное название и обозначение компании и её продуктов и услуг. Главное условие – оформление авторского права.

Товарный знак – элемент, определяющий портрет компании, что влияет на её узнаваемость и формирование бренда. Создание такого знака – это вклад в будущее, так как без этого невозможно построить бизнес-стратегию ни одной компании.

Торговый знак оформляют для одного или нескольких продуктов.

Товарный знак, торговая марка, бренд

Эти понятия довольно похожи и их часто используют как синонимы, всё таки они разные.

Товарный знак – юридическое название. Обозначается как ®️. Вы не можете использовать эту маркировку, если нет регистрации в Роспатенте. В противном случае можно получить штраф и даже исправительные работы.

Торговая марка – неофициальный термин. Обозначается как ™ (trademark). По закону на территории Российской Федерации защита торговой марки не предусмотрена.

Бренд – общий маркетинговый термин. Это и репутация, и торговые знаки, и коллаборации, и смыслы и ценности продукта, и доверие покупателей, и фирменный стиль и многое другое.

О том, как сформировать и продвигать личный бренд предпринимателя, рассказали в статье. 

Зачем нужна торговая марка

Что даёт торговая марка бизнесу? 

Узнаваемость продукта. Это повышает шансы выделиться среди конкурентов, привлечь внимание покупателей, повысить их доверие к качеству продукции.

Повышение прибыли. Известность стоит монетизировать. Узнаваемый продукт продают дороже.

Защита от копирования и сокращение круга конкурентов. У других игроков на рынке будет меньше шансов вывести на рынок такой же товар.

Важно!

Для регистрации товарного знака обратитесь к профессионалу – патентному поверенному. Приготовьтесь – процесс зачастую занимает более полугода.

Виды товарных знаков

• название компании, товара;

• изображение, эмблема;

• логотип, то есть товарный знак с комбинацией из слов и изображения;

• цвет;

• упаковка;

• товарный знак, который подходит для осязания. Например, товары для слепых с названием, выполненным шрифтом Брайля;

• аудиоформат. Мелодия, звук, которые принадлежат компании. Отличным примером тут будет звук львиного рыка в заставке голливудской киностудии Metro-Goldwyn-Mayer.

Как обозначают товарный знак

После завершения регистрации товарный знак узнают по символу ®. Законодательство не обязует ставить его у названия или логотипа. Товарный знак будет защищён законом.

За использование символа без регистрации товарного знака нарушителя накажут как минимум штрафом, обязательными или исправительными работами. Больше ущёрб – строже наказание.

Важно!

Зарегистрированный товарный знак – гарантия безопасности вложений компании в продвижение и продукт. Дальновидный владелец бизнеса это понимает.

Как зарегистрировать товарный знак

1. Создайте товарный знак, проверьте его уникальность.

2. Подготовьте заявление о госрегистрации, приведя обозначение, список товаров и услуг, на которые компания собирается оформить товарный знак.

3. Заплатите пошлину за формальную экспертизу и экспертизу товарного знака по существу. За каждый класс потребуется платить отдельно. Проведение экспертизы тоже платное.

4. Направьте документы в Роспатент. Есть два пути – электронный или неэлектронный.

5. Заплатите пошлины за регистрацию знака, пошлину за выдачу свидетельства, получите его.

Важно!

После оформления интеллектуальной собственности на товарный знак никто не вправе использовать его без разрешения правообладателя.

Примеры товарных знаков

«Вкусно – и точка»

В июне 2022 года Роспатент зарегистрировал товарный знак «Вкусно и точка» (без тире). Эти рестораны быстрого питания открылись в помещениях сети McDonald’s после того, как она решила закрыть бизнес в России. Новая сеть планировала оформить товарные знаки и на ряд блюд. Всё это является частью идеологии компании – её целей и общего замысла.

Киностудия «Союзмультфильм»

Целые поколения российских кинозрителей выросли на мультиках этой студии. «Союзмультфильм» зарегистрировал ряд торговых марок. В их число включили варианты написания названия на русском и английском языках и изображения героев мультфильмов. Например, Чебурашка, старуха Шапокляк и крокодил Гена.

Ренгалин

Вы наверняка слышали рекламу этого препарата от кашля. Любопытно, что научно-производственная фирма «Материа Медика Холдинг» решила стать правообладателем запомнившегося выражения «И сухой и влажный кашель с ренгалином нам не страшен».

Право собственности на товарный знак оформляют максимум на 10 лет с даты подачи заявки на регистрацию торговой марки. Закон разрешает продлить его ещё на такой же срок ещё сколько угодно раз.

Также читайте: Интеллектуальная собственность