Сегодня поговорим о плюсах и минусах перевода на дистанционную работу. С самого начала хотим разделить понятия аутсорс, фриланс и удаленка - это разная форма работы, но иногда их путают.
Удаленный сотрудник - это такой же сотрудник, который бы работал в офисе полный рабочий день с полной оплатой. У него есть план работы, задачи, которые дает и контролирует его руководитель, но при этом рабочее место сотрудника не привязано к конкретному офису. Он может сидеть у себя дома или в коворкинге.
Эта работа является его основной деятельностью, и подработка или другие проекты не должны влиять на его основную работу. Поэтому перевод на дистанционную работу сохраняет обязанности сотрудника, которые у него были в офисе.
Сегодня, когда работодатели по всему миру переводят свою деятельность на дистанционную работу, хочется разобрать плюсы и минусы удаленной работы. Начнем с минусов.
Минусы перевода на дистанционную работу
Слабый менеджмент
Удаленка более требовательна к менеджменту. Если у вас в компании не был отлажен менеджмент, то дистанционная работа не простит их ошибки. В офисе это не так очевидно, и многие процессы идут по накатанной. Если в офисе достигаются хоть какие-то результаты, то при дистанционной работе вы их достигать вообще не будете.
Требования к менеджменту на удалёнке гораздо сильнее. На самом деле, этот пункт мог бы быть и плюсом, так как дает возможность руководителям наладить процесс.
Кадровые вопросы
Второй минус дистанционной работы в том, что есть люди, которые не могут работать на удалёнке. Например, их место жительства или обстоятельства (однокомнатная квартира, маленькие дети, которые кричат, ремонт в соседних квартирах) не позволяют им работать дистанционно, и человеку на удалёнке очень тяжело.
Есть сотрудники, которые в принципе не готовы работать на удалёнке. Предположим, вы нашли очень ценного для вас специалиста, но он не готов работать дистанционно.
Отсутствие переключения контекста
Третий минус - отсутствие физического переключения. Когда человек физически ходит на работу, он собирается, добирается на работу пешком, на метро или автобусе. И эти процессы - важная часть перед началом рабочего дня. Время переключения с домашних дел, настройки на рабочий процесс, планирование дня, постепенное включение в процесс.
Перевод на дистанционную работу заставляет придумывать новый ритуал включения в работу. То же самое касается и переключения с работы на домашние дела.
Замечено, что люди, работающие удаленно, работают гораздо больше, чем в офисе, так как нет разницы между домом и работой. Физическое переключение, которое помогает настроиться на рабочий день и потом завершить его, очень важно на удалёнке.
Есть способы, которые помогают переключиться на удалёнке, но про них нужно помнить и делать специально.
Задержка коммуникации
Четвертый минус перевода на дистанционную работу заключается в задержке коммуникации. При общении в мессенджерах человек не так быстро отвечает на вопросы, как бы он это делал при личном общении. Одно дело выдернуть кого-то в офисе и совсем другое - задать вопрос в общем чате. Эти процессы нужно настроить и на это нужно время и понимание, как это сделать.
Социальные должности
Пятый и самый важный минус удалённой работы кроется в должностях, чья функция заключается в постоянной поддержке социальных связей. Этим работникам становится гораздо тяжелее. Например, HR-менеджер. Но не того, кто просто рассматривает резюме и проводит собеседования, а того, кто занимается созданием социальных связей внутри организации, разговаривает с сотрудниками, понимает, какие социальные и рабочие взаимодействия происходят внутри команды.
Часть вопросов могла решаться HR-специалистом за чашкой чая при неформальной беседе. И когда у сотрудника начинались сложности или падали какие-то показатели, то при личном общении можно было разобраться, что же происходит. По видеосвязи это не всегда можно сделать. Ведь так человеку гораздо проще закрыться, сказать, что все нормально. И эту проблему не так просто решить.
Плюсы перевода на дистанционную работу
Меньше пустых разговоров
Становится гораздо меньше пустых разговоров. Видеосвязь проходит в детальных разговорах, участники контролируют разговоры на отвлеченные темы, и продуктивность сильно вырастает. Коммуникация становится более эффективной и результативной.
Сосредоточенность на работе
Сотрудники не отвлекают друг друга и руководителей. Одно дело, когда человек сидит за соседним столом или в соседнем кабинете, и задать вопрос не составляет труда. Другое дело, когда чтобы задать вопрос, нужно подумать и сформулировать вопрос. В это время приходит осознание, что и так все понятно, можно не писать.
Как задавать вопросы, чтобы получать ответы, узнайте в блоге.
Кадровый выбор
Безусловный плюс дистанционной работы - это широкий кадровый выбор. Если компания располагается в Москве, то поиск специалистов ограничивался Москвой. А на удалёнке можно позволить себе выбирать людей со всего мира. Сейчас быстрый найм классного, профессионального специалиста по оптимальной цене стал гораздо проще. Так что кадровые вопросы при дистанционной работе решать гораздо проще.
Коллективные встречи
Удобнее организовывать общие встречи, в которых участвуют все сотрудники. Организовать интернет-трансляцию для всего коллектива гораздо проще, чем организовать такую встречу в оффлайн-формате.
Внимание на результат
Перевод на дистанционную работу позволяет трезво оценить каждого сотрудника. Часто в организациях есть люди, которые профессионально располагают к себе, и за их приятным общением часто забываешь задать нужные вопросы или сделать замечание. На удалёнке же руководитель постоянно фокусируется на результате и следит за метрики. Приятность общения и деятельность человека становится не так важна, так как виден конкретный результат.
О том, как оценить результат работы, читайте статью KPI или показали эффективности.
Снижение затрат
Становится гораздо меньше затрат на офис - на аренду, электричество, интернет, организацию чаепития, обслуживающий персонал, который следит за чистотой офиса и его функциональностью. Все эти расходы исчезают, когда сотрудники работают дистанционно. А освободившиеся деньги можно тратить на более профессиональный найм, рекламу, масштабирование бизнеса и т.п.
Любая геолокация
Выбор геолокации. Каждый сотрудник теперь может сам выбрать, где он хочет жить или "зимовать", и ему не нужно думать, как добираться до работы. Он может жить в любимом районе, в другом городе и даже другой стране. С переходом большинства компаний на дистанционную работу общение через средства связи стало нормальным. Перевод на удалёнку, удаленное общение, обучение, даже конференции становятся нормой, и теперь легко можно общаться с любым человеком из любой точки мира.
Перевод на дистанционную работу не всегда простой процесс, но он точно того стоит. Все вышеупомянутые минусы можно качественно обработать, а проблемные места, которые существовали в вашем бизнесе ранее, можно закрыть.
Для компании перевод на удалёнку - это определенный вызов, но и большая точка роста. Сервис автоматизации менеджмента создан специально для выстраивания управления в компании. С ним переход на дистанционную работу осуществить проще.
Также читайте: Три страха при переводе сотрудников на удалёнку