Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяМенеджментКто такой HR-менеджер

Кто такой HR-менеджер

Кто такой founder, co-founder, владелец и основатель Кто такой Scrum Master, и нужен ли он в команде

В статье расскажем, кто такой HR-менеджер, чем он занимается, какими компетенциями должен обладать и чем отличается от специалиста по кадрам.

Кто такой HR-менеджер

HR-менеджер (от английского human resources - “человеческие ресурсы”) или менеджер по персоналу - это специалист, ответственный за управление человеческими ресурсами внутри организации.

Основная задача HR-менеджера заключается в обеспечении эффективного функционирования персонала, чтобы удовлетворить потребности компании и ее сотрудников.

Но HR - это не только про построение коллектива, но про создание условий для эффективной работы людей и взаимодействия их с бизнесом. Все что он делает, должно быть на благо компании.

Чем занимается HR-менеджер

Сфера HR активно развивается, но многие не понимают, чем конкретно занимается he-менеджер. И многие сотрудники думают, что это такой специалист, который должен выполнять их желания.

В современном бизнесе HR-отдел или отдел управления персоналом играет значительную роль. От него будет зависеть состав, качество и сплоченность команды, которая ведёт бизнес к его основной цели. Давайте разбираться, чем занимается HR-менеджер.

Молодые руководители часто не понимают зачем им нужен HR-менеджер и как с ним работать. Это понимание приходит с ростом управленческого навыка руководителя, когда растут требования к людям и упрвленец по другому начинает смотреть на область HR. Как правило, на первом этапе HR-менеджер выполняет функции нескольких специалистов. И его называют General HR. В таком случае он выполняет обязанности:

  • Специалиста по кадровому делопроизводству;
  • Специалиста по поиску и подбору персонала;
  • Специалиста по обучению сотрудников;
  • Руководителя по управлению персоналом;
  • HR-менеджера.

Постепенно, когда у владельца компании появляется осознание функций каждой должности, функции General HR разделяются. В компании появляется рекрутёр, который занимается только набором, тренер по обучению, кадровое делопроизводство, отдельная должность по поиску и найму топ-менеджеров, которая отличается от типичных компетенций рекрутёра.

Развитие HR-отдела 

Скорость развития HR-отдела в компании зависит от общей стратегии бизнеса. Если компания быстро растёт и нужен массовый подбор специалистов, то нужен человек, который будет этим заниматься. Если владелец бизнеса решил нанять крутых топ-менеджеров, нужен специалист, обладающий знаниями и опытом, который может собеседовать руководителей.

Понимание специфичности компании, её особенностей с точки зрения целей и культуры, помогает развивать HR-отдел. Пока компания маленькая роль HR играет сам владелец компании. Со временем он передаёт эти функции ответственному сотруднику. Постепенно за всеми процессами, связанными с управлением персоналом, начинает отвечать руководитель HR-отдела. Когда HR становится одним из топ-менеджеров он начинает определять кадровую политику компании.

С ростом компании необходимо пересматривать подход к HR, чтобы понять что нужно компании на данном этапе: обучение, рекрутинг, внедрение бонусной системы, поиск топов.

Функции HR-менеджера

Теперь вы знаете, кто такой hr-менеджер, давайте разберем его обязанности. В зависимости от сфер деятельности, можно выделить следующие функции HR-менеджера:

Рекрутинг 

Рассказываем, чем отличается рекрутер от hr-менеджера. Основные задачи связаны с поиском и подбором персонала. Рекрутёры отвечают не просто за своевременное укомплектование штата, но и за его качество. В качестве KPI этой должности можно ввести прохождение нанятым сотрудником испытательного срока. Этот показатель будет говорить о качественной работе рекрутинга.

Функции рекрутинга:

  • анализ необходимости найма сотрудников;
  • поиск и подбор сотрудников;
  • создание описание должности;
  • создание профиля идеального кандидата;
  • работа с сайтами работы;
  • заключение договоров с рекрутинговыми агентствами
  • создание и своевременное обновление вакансий;
  • работа с резюме;
  • проведение собеседований и тестирований;
  • организация повторных собеседований c руководителем;
  • создание кадрового резерва.

Адаптация и обучение

В этой области обязанности hr-менеджера по персоналу, связаны с ознакомлением нового сотрудника с целью и замыслом компании, с её политикой, корпоративной культурой. Знакомство с командой и отделом, организация стажировки во время испытательного срока. За это время руководитель понимает навыки и мотивацию нового сотрудника и может принять решение о дальнейшем сотрудничестве. 

Период адаптации - это важная функция HR-отдела, так как от них зависит процесс влияния нового сотрудника в команду и успешность исполнения своих обязанностей.

Функции адаптации и обучения:

  • Адаптация новых сотрудников; 

О том, что такое адаптация персонала и как ее правильно организовать, рассказали в статье.

  • Создание и поддержание обучающих материалов в актуальном состоянии.

Кадровый документооборот

Основные задачи hr-менеджера в этой сфере связаны с официальным трудоустройством нового сотрудника, а также взаимодействие с персоналом по всем вопросам, касающихся документов.

Функции кадров:

  • оформление новых сотрудников, заключение трудовых договоров и договоров о материальной ответственности;
  • подписание необходимых документов: должностных инструкций, нормативных актов, соглашений о неразглашении и т.д.,
  • ведение трудовых книжек сотрудников;
  • составление графиков отпусков, оформление отпусков;
  • работа с больничными листами;
  • работа с документами по кадровым перемещениям, замещений и увольнений;

Мотивация и стимулирование

В этой области менеджер по персоналу HR-менеджер уделяет внимание мотивации и стимулированию новых сотрудников и всей команды. От качественного выполнения этих функций зависит степень текучести кадров и удовлетворенность сотрудников. А также создание привлекательных и более выгодных условий труда, тем самым повышая лояльность и привязанность сотрудников к компании.

  • разработка мотивационных программ;
  • создание бонусной системы (в том числе нематериальной);
  • организацией и проведение праздников;
  • организация корпоративных мероприятий, тематические вечеринки и выездов;
  • определение систем оплаты труда;
  • аттестация и оценка сотрудников ;
  • определение премиальной части на основе KPI

Компетенции Hr-менеджера

Рассказываем про компетенции hr-менеджера. Как и в любой другой профессии, выделяют “мягкие” и “жесткие” навыки, которым должен обладать специалист той или иной области.

Ключевые “мягкие” навыки hr-менеджера:

компетенции hr-менеджера

Подробно о том, что такое soft skills: какие бывают и как развивать, рассказали в блоге.

Коммуникативные навыки. Менеджеру по персоналу важно уметь легко завязать диалог с незнакомым человеком, понимать, какие темы можно и нужно обсуждать с конкретным человеком. Сюда же относится навык деловой коммуникация - умение общаться на языке корпоративной этики и умение выстраивать отношения с внешними контрагентами.

Эмоциональный интеллект. Каждый день в команде меняется настроение, уровень мотивации, энергии, вовлеченности. Поэтому эмоциональный интеллект - ключевая компетенция современного hr-менеджера. Он должен понимать атмосферу, настроение в команде, чувствовать и своевременно предлагать решения. Он должен уметь предвидеть и разрешать возникающие конфликты в коллективе. Например, в команде есть конфликт, то стоит провести тимбилдинг.

Ключевые  “жесткие” навыки hr- менеджера:

что должен уметь hr-менеджер

Что такое hard skills и как их улучшить, рассказали в статье.

Навыки найминга - поиск, отсев и найм новых кандидатов. В этом помогает умение составлять профессионалограмму и точное понимание, какими личными и профессиональными качествами должен обладать соискатель, который претендует на ту или иную должность.

Оценка персонала - приемы и методы, которые помогают отследить эффективность сотрудника от результатов. Здесь нужны навыки разработки KPI. Чтобы понять доволен ли сотрудник сотрудничеству с компанией, HR проводит тесты, которые выбирает под свой тип организаци, внедряет их и оценивает, как люди чувствуют себя в коллективе и на работе.

Обучение персонала - оценивать текущую ситуацию в бизнесе и в зависимости от проблемы предлагать внешние или внутренние системы повышения квалификации: корпоративное обучение, внешние тренинги или организация внутреннего обучения. Например, если в отделе продаж просели показатели, то hr-менеджер начинает анализировать ситуацию и понимает, что не хватает компетенций. Он приглашает коуча или организовывает внутренний тренинг. Таким образом hr должен во время анализировать и предлагать варианты решения.

Система зарплат и бонусов. Раньше зарплатой занимался бухгалтер, а бонусами - руководитель. Теперь же за это отвечает hr. Для этого он должен проводить мониторинг и понимать, конкурентна ли зарплата и бонусная система на предприятии.

Как видим, HR-менеджер - это один из ключевых специалистов, который влияет на успех компании. Он многофункционален и участвует во всех направлениях деятельности компании. В зависимости от стадии развития компании HR-менеджер может выполнять разные функции и даже быть одним из топ-менеджеров компании.

Также читайте: Рекрутинг: этапы, тренды, лайфхаки

Связанные термины

Зачем нужен маркетинг персонала
Дашборд рекрутинга: за какими данными должен следить HR
Кто такой специалист по кадрам
Найм персонала