Кто такой HR-менеджер
В статье расскажем, кто такой HR-менеджер, чем он занимается, какими компетенциями должен обладать и чем отличается от специалиста по кадрам.
Кто такой HR-менеджер
HR-менеджер (от английского human resources - “человеческие ресурсы”) или менеджер по персоналу - это специалист, ответственный за управление человеческими ресурсами внутри организации.
Основная задача HR-менеджера заключается в обеспечении эффективного функционирования персонала, чтобы удовлетворить потребности компании и ее сотрудников.
Но HR - это не только про построение коллектива, но про создание условий для эффективной работы людей и взаимодействия их с бизнесом. Все что он делает, должно быть на благо компании.
Чем занимается HR-менеджер
Сфера HR активно развивается, но многие не понимают, чем конкретно занимается he-менеджер. И многие сотрудники думают, что это такой специалист, который должен выполнять их желания.
В современном бизнесе HR-отдел или отдел управления персоналом играет значительную роль. От него будет зависеть состав, качество и сплоченность команды, которая ведёт бизнес к его основной цели. Давайте разбираться, чем занимается HR-менеджер.
Молодые руководители часто не понимают зачем им нужен HR-менеджер и как с ним работать. Это понимание приходит с ростом управленческого навыка руководителя, когда растут требования к людям и упрвленец по другому начинает смотреть на область HR. Как правило, на первом этапе HR-менеджер выполняет функции нескольких специалистов. И его называют General HR. В таком случае он выполняет обязанности:
- Специалиста по кадровому делопроизводству;
- Специалиста по поиску и подбору персонала;
- Специалиста по обучению сотрудников;
- Руководителя по управлению персоналом;
- HR-менеджера.
Постепенно, когда у владельца компании появляется осознание функций каждой должности, функции General HR разделяются. В компании появляется рекрутёр, который занимается только набором, тренер по обучению, кадровое делопроизводство, отдельная должность по поиску и найму топ-менеджеров, которая отличается от типичных компетенций рекрутёра.
Развитие HR-отдела
Скорость развития HR-отдела в компании зависит от общей стратегии бизнеса. Если компания быстро растёт и нужен массовый подбор специалистов, то нужен человек, который будет этим заниматься. Если владелец бизнеса решил нанять крутых топ-менеджеров, нужен специалист, обладающий знаниями и опытом, который может собеседовать руководителей.
Понимание специфичности компании, её особенностей с точки зрения целей и культуры, помогает развивать HR-отдел. Пока компания маленькая роль HR играет сам владелец компании. Со временем он передаёт эти функции ответственному сотруднику. Постепенно за всеми процессами, связанными с управлением персоналом, начинает отвечать руководитель HR-отдела. Когда HR становится одним из топ-менеджеров он начинает определять кадровую политику компании.
С ростом компании необходимо пересматривать подход к HR, чтобы понять что нужно компании на данном этапе: обучение, рекрутинг, внедрение бонусной системы, поиск топов.
Функции HR-менеджера
Теперь вы знаете, кто такой hr-менеджер, давайте разберем его обязанности. В зависимости от сфер деятельности, можно выделить следующие функции HR-менеджера:
Рекрутинг
Рассказываем, чем отличается рекрутер от hr-менеджера. Основные задачи связаны с поиском и подбором персонала. Рекрутёры отвечают не просто за своевременное укомплектование штата, но и за его качество. В качестве KPI этой должности можно ввести прохождение нанятым сотрудником испытательного срока. Этот показатель будет говорить о качественной работе рекрутинга.
Функции рекрутинга:
- анализ необходимости найма сотрудников;
- поиск и подбор сотрудников;
- создание описание должности;
- создание профиля идеального кандидата;
- работа с сайтами работы;
- заключение договоров с рекрутинговыми агентствами
- создание и своевременное обновление вакансий;
- работа с резюме;
- проведение собеседований и тестирований;
- организация повторных собеседований c руководителем;
- создание кадрового резерва.
Адаптация и обучение
В этой области обязанности hr-менеджера по персоналу, связаны с ознакомлением нового сотрудника с целью и замыслом компании, с её политикой, корпоративной культурой. Знакомство с командой и отделом, организация стажировки во время испытательного срока. За это время руководитель понимает навыки и мотивацию нового сотрудника и может принять решение о дальнейшем сотрудничестве.
Период адаптации - это важная функция HR-отдела, так как от них зависит процесс влияния нового сотрудника в команду и успешность исполнения своих обязанностей.
Функции адаптации и обучения:
- Адаптация новых сотрудников;
О том, что такое адаптация персонала и как ее правильно организовать, рассказали в статье.
- Организация и обучение сотрудников;
- Создание и поддержание обучающих материалов в актуальном состоянии.
Кадровый документооборот
Основные задачи hr-менеджера в этой сфере связаны с официальным трудоустройством нового сотрудника, а также взаимодействие с персоналом по всем вопросам, касающихся документов.
Функции кадров:
- оформление новых сотрудников, заключение трудовых договоров и договоров о материальной ответственности;
- подписание необходимых документов: должностных инструкций, нормативных актов, соглашений о неразглашении и т.д.,
- ведение трудовых книжек сотрудников;
- составление графиков отпусков, оформление отпусков;
- работа с больничными листами;
- работа с документами по кадровым перемещениям, замещений и увольнений;
Мотивация и стимулирование
В этой области менеджер по персоналу HR-менеджер уделяет внимание мотивации и стимулированию новых сотрудников и всей команды. От качественного выполнения этих функций зависит степень текучести кадров и удовлетворенность сотрудников. А также создание привлекательных и более выгодных условий труда, тем самым повышая лояльность и привязанность сотрудников к компании.
- разработка мотивационных программ;
- создание бонусной системы (в том числе нематериальной);
- организацией и проведение праздников;
- организация корпоративных мероприятий, тематические вечеринки и выездов;
- определение систем оплаты труда;
- аттестация и оценка сотрудников ;
- определение премиальной части на основе KPI
Компетенции Hr-менеджера
Рассказываем про компетенции hr-менеджера. Как и в любой другой профессии, выделяют “мягкие” и “жесткие” навыки, которым должен обладать специалист той или иной области.
Ключевые “мягкие” навыки hr-менеджера:
Подробно о том, что такое soft skills: какие бывают и как развивать, рассказали в блоге.
Коммуникативные навыки. Менеджеру по персоналу важно уметь легко завязать диалог с незнакомым человеком, понимать, какие темы можно и нужно обсуждать с конкретным человеком. Сюда же относится навык деловой коммуникация - умение общаться на языке корпоративной этики и умение выстраивать отношения с внешними контрагентами.
Эмоциональный интеллект. Каждый день в команде меняется настроение, уровень мотивации, энергии, вовлеченности. Поэтому эмоциональный интеллект - ключевая компетенция современного hr-менеджера. Он должен понимать атмосферу, настроение в команде, чувствовать и своевременно предлагать решения. Он должен уметь предвидеть и разрешать возникающие конфликты в коллективе. Например, в команде есть конфликт, то стоит провести тимбилдинг.
Ключевые “жесткие” навыки hr- менеджера:
Что такое hard skills и как их улучшить, рассказали в статье.
Навыки найминга - поиск, отсев и найм новых кандидатов. В этом помогает умение составлять профессионалограмму и точное понимание, какими личными и профессиональными качествами должен обладать соискатель, который претендует на ту или иную должность.
Оценка персонала - приемы и методы, которые помогают отследить эффективность сотрудника от результатов. Здесь нужны навыки разработки KPI. Чтобы понять доволен ли сотрудник сотрудничеству с компанией, HR проводит тесты, которые выбирает под свой тип организаци, внедряет их и оценивает, как люди чувствуют себя в коллективе и на работе.
Обучение персонала - оценивать текущую ситуацию в бизнесе и в зависимости от проблемы предлагать внешние или внутренние системы повышения квалификации: корпоративное обучение, внешние тренинги или организация внутреннего обучения. Например, если в отделе продаж просели показатели, то hr-менеджер начинает анализировать ситуацию и понимает, что не хватает компетенций. Он приглашает коуча или организовывает внутренний тренинг. Таким образом hr должен во время анализировать и предлагать варианты решения.
Система зарплат и бонусов. Раньше зарплатой занимался бухгалтер, а бонусами - руководитель. Теперь же за это отвечает hr. Для этого он должен проводить мониторинг и понимать, конкурентна ли зарплата и бонусная система на предприятии.
Как видим, HR-менеджер - это один из ключевых специалистов, который влияет на успех компании. Он многофункционален и участвует во всех направлениях деятельности компании. В зависимости от стадии развития компании HR-менеджер может выполнять разные функции и даже быть одним из топ-менеджеров компании.
Также читайте: Рекрутинг: этапы, тренды, лайфхаки