Что такое бутылочное горлышко в компании. Принцип узкого горлышка в бизнесе
В статье рассмотрим, что такое бутылочное или узкое горлышко в, компании, а также потенциальные преимущества и возможности, которые даёт бутылочное горлышко бизнесу.
Что такое бутылочное горлышко в бизнесе
Былочное горлышко - это образное описание узкого места в компании, которое ограничивает ее развитие и рост. Это может быть отсутствие финансирования, ограничения на доступ к рынкам или клиентам, сложности в получении необходимых разрешений или лицензий, а также другие преграды, которые могут затруднять бизнес.
Бутылочное горлышко может показаться не столь увлекательной темой, как экономика, маркетинг или другие бизнес-аспекты. Но это вовсе не так! На самом деле, бутылочное горлышко может стать ключевым элементом вашей успешной бизнес стратегии, повышая конкурентоспособность продукта на рынке.
Представьте, что вам нужно быстро выпить воду. Если вы нальете воду в стакан, то выпьете её гораздо быстрее, чем если будете пить её из бутылки. Так как не будет “узких” участков, которые затрудняют выход воды. Фактор, замедляющий процесс - горлышко.
Поэтому слабые или не отлаженные места, затрудняющие процессы называют узким бутылочным горлышком. Они создают “заторы” в системе и замедляют процессы. Это точки перегрузки, которые не дают достичь результата: одна работающая касса в продуктовом магазине, сломанные станки на заводе, нехватка кадров, отсутствие скриптов продаж или контроля качества, отсутствие склада для хранения, несвоевременная доставка товаров, долгий процесс производства и так далее.
Виды узких горлышка
“Бутылочные горлышки” бывают:
Краткосрочные - заторы возникают в результате временных причин. К примеру, ресторан закрыт потому что шеф-повар попал в больницу, а заменить профессионала некем. Или посетители ждут еду дольше обычного, из-за одной сломанной плиты.
Долгосрочные - постоянные недочёты. Например, в паблик в течении месяца нужно выкладывать большое количество постов. Материал распределяется между группой из трёх редакторов. Но теперь, из-за сокращения штата всё будет выполнять один сотрудник. Ему приходится обработать в три раза больше материала, он допускает опечатки, опаздывает с публикациями и выкладывает сырой материал.
Как найти бутылочное горлышко в бизнесе
Все что происходит в компании — это процесс, состоящий из определенных этапов. Самый простой пример: маркетолог запустил рекламу, с рекламы пришли заявки, заявку передали в отдел продаж, менеджеры получили заказ, передали на производство, производство выполнило заказ, передало логистике.
Поэтому если нужно понять, почему бизнес не растёт или производство не развивается, важно:
- определить из каких этапов состоит бизнес-процесс;
- оценить, какой из этапов на данный момент является самым неэффективным (это и будет бутылочным горлышком);
- исправить именно этот процесс.
Если проблема в том, что менеджеры не берут трубку, исправлять нужно именно это. Неважно, какие изменения внесете на сайт, сделаете ли рекламу более эффективной или купите лучший станок на производство. Пока вы не исправите проблему с менеджерами, которые не берут трубку и не перезванивают, глобально результат не изменится. Как бы вы не работали с другими процессами.
О том, как «не слить» клиентов: инструкция для менеджеров продаж и их руководителей, рассказали в статье.
Максимальный результат даст исправление самого узкого горлышка. Именно так, вложения не только окупятся, но и принесут дивиденды.
Также важно понимать, что узкие горлышки есть в любых процессах. И расширяя один участок, переходите к поиску следующего самого узкого места. Можно разбить на шаги каждый этап бизнеса и везде найти бутылочное горлышко.
Например, в процессе найма персонала может быть большой отклик на вакансию, но дохождение до собеседования окажется очень низким, из-за того, что резюме рассматривают около двух недель или потому, что не указан уровень зарплаты. Вот оно и узкое горлышко.
В отделе продаж бутылочное горлышко возникнет на каком-то этапе воронки: количество звонков потенциальным клиентам, отправленных коммерческих предложений или назначенных встреч.
Заторы часто возникают из-за задач, которые накапливаются в CRM-системе. Иногда какие-то из отделов выполняют меньший объём работы. В таком случае лучше увеличить нагрузку более свободных сотрудников.
Уникальность принципа бутылочного горлышка в том, что его можно применить к любому бизнес-процессу: вплоть до составления резюме или написания коммерческого предложения.
Бутылочное горлышко и структура компании
Мы не раз писали о важности структуры компании для развития бизнеса. Подробно об этом можно почитать в статье как структура компании поможет разделить функции.
Так вот с умом составленная структура компании показывает слабые места и помогает определить, где есть узкое горлышко и каких должностей не хватает.
Сделайте структуру компании в соответствие с тем как у вас происходит основной бизнес процесс. Например, найм, маркетинг, продажи, производство. Пропишите все функции, которые выполняют сотрудники в том или ином отделе. Закрепите каждую функцию за конкретным человеком. И как только у вас на руках окажется такая схема компании вы сразу увидите узкие горлышки виде нехватки персонала, отсутствия выполнения без или иных функций и так далее. Структура компании поможет быстро увидеть узкие горлышки и быстро предпринять действия, чтобы их расширить.
Важно!
Расширять узкие горлышки нужно не временным, а постоянным решением, которое будет не забирать ресурсы у компании, а наоборот освобождать их. Также это решение не должно потенциально создавать в будущем новых проблем.
Например, оказалось, что бутылочное горлышко в компании - это обучение новых сотрудников. И принимается решение, что руководитель лично обучает каждого нового сотрудника. Снова, и снова, и снова… То есть, чтобы получить обученного человека, руководитель тратит своё ценное время. Это неэффективное решение.
Чтобы раз и навсегда решить вопрос узкого горлышка, нужно один раз инвестировать ресурсы на создание системы обучения, прописать регламенты, сформировать курсы, записать видео-уроки и максимально автоматизировать все этапы. Один раз вы вкладываете силы в решение и вам больше не нужно тратить на него ресурсы.
Особенность бутылочного горлышка
Важно понимать, что в компании никогда не будет ситуации, когда нет узкого горлышка.
Всегда будет над чем работать — это и есть развитие бизнеса.
Наблюдение за процессами компании - первый шаг к исправлению недочётов. Узкие “бутылочные горлышки” нужно расширять и использовать для этого максимум ресурсов, а не устранять проблему по “чуть-чуть”.
Стоит убрать одно ограничение и результат работы станет намного лучше. Например, продвигать проект через соцсети и инвестировать больше в дизайн продукта. Иногда проблема кроется не в недостаточном качестве товара, а в том, что о нём мало кто знает.
Каждый руководитель должен работать над тем, чтобы исправить узкое горлышко в бизнес-процессе, за который он отвечает.
Может показаться, что бутылочное горлышко в бизнесе - это повод для расстройств. Но посмотрите на него, как на место для возможностей и область для инноваций. Ведь расширение горлышка может стать следующим большим шагом для роста вашего бизнеса. Внедрение новых технологий для исправления ситуации, не только повышает эффективность производства, но и обеспечит потребителям более качественный продукт. Откройте для себя потенциал бутылочного горлышка в бизнесе и начните искать узкие места бизнеса уже сегодня.
Также читайте: Как бизнесу быстрее внедрять инновации?