Конкурентоспособность: что такое и что о ней нужно знать
Конкурентноспособность - это способность компании или товара выделяться на фоне своих конкурентов (других компаний или товаров) и привлекать больше клиентов.
В статье рассмотрим, что такое конкурентоспособность, как ее измерить и улучшить, а также почему важно обратить на нее особое внимание в быстро меняющемся мире.
Что такое конкурентноспособность
Конкурентноспособность обычно зависит от многих факторов, таких как качество продукта, эффективность маркетинга, цена товара и другие. Если компания очень конкурентноспособна, то она станет успешной. Также, компания, которая стремится быть конкурентоспособной, постоянно работает над улучшением своего продукта и должна следить за изменениями трендов на рынке, чтобы оставаться на плаву и удерживать свою позицию на рынке.
Получается, что конкурентноспособность - это:
- способность компании выпускать продукт, который не будет уступать по качеству, характеристикам аналогичным товарам, услугам от других производителей или сможет опережать их;
- умение сохранять эти позиции на протяжении нужного периода времени, а значит, вовремя и правильно вносить изменения в характеристики продукции, чтобы не отставать от конкурентов. Тут потребуются знания в управлении качеством товара.
- создание и выпуск на рынок новых товаров, даже если старые не теряют качества;
- способность поддерживать оптимальную цену. Случается, продукт – качественный, но по цене недоступен покупателям. Тогда он способен проиграть конкуренцию другим таким же товарам, даже если они не в числе лучших. Но надо понимать, что устраивающие покупателей цены – не гарантия уверенной конкуренции.
Конкурентоспособный товар не только опережает по качеству похожие продукты у оппонентов. Желательно, чтобы компания выделялась эксклюзивом.
Выигрывать борьбу на рынке помогают и неценовые инструменты.
Конкуренция бизнес-процессов
Под конкурентоспособностью компании понимают не только конкурентоспособный продукт. Его качество, характеристики и стоимость зависят от качества организации всех бизнес-процессов в компании– от уборщицы до топ-менеджмента. Пусть все они будут конкурентоспособны.
Если профильные отделы или отдельные направления проседают, это скажется на качестве продукта. А также на скорости выпуска, обновления и цене, а следовательно, на конкурентоспособности. Значит, они тоже конкурируют с подобными подразделениями у «противников» на рынке.
Отсюда следует, что фирмы, работающие по старинке с:
• кадрами и подходами к управлению;
• маркетингом и оценкой контроля качества;
• организацией бизнеса и финансами
начнут проигрывать ушедшим вперёд визави, которые умеют быстро внедрять инновации.
Допустим, компания знает, как выпускать качественные товары, но затрачивает на это непропорционально большие ресурсы. Однажды такой бизнес не выдержит.
Вывод: конкурентоспособное предприятие стремится быть эффективным. Это означает и эффективный персонал, и такое же руководство.
Что влияет на конкурентоспособность?
• Ситуация в экономике, на нишевом рынке;
• Тип товара, услуги;
• Объём рынка;
• Ситуация у конкурентов;
• Соответствие продукта тенденциям времени;
• Территориальная близость к потребителям, источникам ресурсов, оперативная доставка;
• Умение работать творчески;
• Желание вносить изменения в продукт и делать это оперативно;
• Достаточный ассортимент товаров, его расширение, соответствие интересам клиентов;
• Умение коллектива работать как одна команда.
Что даёт конкурентоспособность?
Умение завоевать и удерживать место на рынке даёт новые преимущества бизнесу.
Во-первых, это помогает повысить стоимость товара. Успешная фирма в состоянии позволить себе включить в стоимость цену бренда. Он нематериален, но использование товаров или услуг зарекомендовавшей себя марки повышает статус покупателя, а значит, и за это стоит брать деньги.
Во-вторых, конкурентоспособность – это и постоянная прибыль. А она означает и перспективу направить дополнительные доходы на увеличение эффективности предприятия, внедрение инноваций, повышение квалификации сотрудников с помощью обучения персонала.
В-третьих, прибыль помогает направить средства на повышение качества товара, использование передовых материалов, оборудования.
В-четвёртых, звание конкурентоспособного предприятия позволяет увереннее чувствовать себя на переговорах с банками, внедрять инструменты стимулирования для поставщиков.
И напоследок
Конкурентоспособность – краеугольный камень в бизнесе. Это то, к чему стремится и на чём строится предприятие. Достичь такого результата и удерживать его невозможно без плана, стратегии развития компании. Так что вначале придётся разработать её.
Также читайте: Конкурентный анализ: что такое, зачем нужен и как провести