Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяБизнес-словарьКто такие стейкхолдеры

Кто такие стейкхолдеры

Кто такие дистрибьюторы и как компании выстраивать с ними отношения Кто такой founder, co-founder, владелец и основатель

В статье расскажем, кто такие стейкхолдеры и кто к ним относится. А также вы узнаете про то, как определить стейкхолдеров вашей компании и как ими управлять.

Кто такие стейкхолдеры

Стейкхолдеры – это люди или группы людей, влияющие на работу или результаты компании, организации, проекта или идеи. Они прямо заинтересованы в успехе предпринимателя или фирмы.

Стейкхолдеры очень разнотипны и включают клиентов, сотрудников, партнёров, инвесторов, поставщиков и общество целиком. Важно понимать, что интересы стейкхолдеров различаются и некоторые из них получают большее влияние на компанию, чем другие.

Клиенты – одни из самых важных стейкхолдеров для любого бизнеса. Они покупают товары или услуги и влияют на получение прибыли. Сотрудники также становятся ключевыми стейкхолдерами, так как их личная эффективность и удовлетворённость условиями труда способны сильно повлиять на успех организации. Инвесторы, например, заинтересованы в получении прибыли от вложений в компанию.

Для успешного выполнения бизнес-идеи, задач компании важно учитывать интересы и потребности всего круга стейкхолдеров. Взаимодействие и сотрудничество с ними поможет выявить потребности, разрешить возникающие проблемы, учитывать точки зрения всех сторон и принимать решения, которые удовлетворят их интересы.

Правильное управление стейкхолдерами помогает улучшить результаты работы компании. Не забудьте провести анализ качества такой работы – в бизнесе важно измерение результатов деятельности, чтобы понимать, что предприятие не сбилось с верного курса.

Типы стейкхолдеров и их интересы

Стейкхолдеров очень много. Их типы зависят от среды, в которой работает компания. И их стоит знать, как говорится, лицо. Без этого невозможно эффективное планирование.

Перечислим некоторые типы стейкхолдеров:

Покупатели, заказчики. Они заинтересованы в получении продукции нужного качества и соответствующего сервиса.

Партнёры. Это компании, частные предприниматели, с которыми организацию связывают деловые отношения. В этом списке – поставщики, дистрибьюторы, подрядчики или соучредители. Их интересы включают эффективное партнёрство и выгодные обеим сторонам договорённости.

Коллектив, команда. Интересы работников заключаются в получении справедливой заработной платы, безопасных, комфортных условий труда, карьерного, профессионального роста и удовольствия от работы. Важно давать сотрудникам обратную связь.

Инвесторы, которых важно уметь найти и привлечь, чтобы найти капитал для развития бизнеса. Это компании, организации, банки, инвестирующие средства в компанию или бизнес-проект. Их интерес в получении прибыли от своих инвестиций. Кроме того, они влияют на принимаемые предпринимателями решения.

Общество, общественные организации, активисты. Это тоже стейкхолдеры. Такой тип объединяет большую группу людей, в том числе местное сообщество, волонтёрские организации, гражданских активистов и др. Их интересы включают заботу об уважительном отношении руководства компании к работникам, воздействии на окружающую среду, помощи нуждающимся.

Разумеется, это не все типы стейкхолдеров. В каждой конкретной ситуации компания способна встретить и других стейкхолдеров, которые будут заинтересованы в ней или влиять на работу бизнеса. Сотрудничество, взаимодействие с различными стейкхолдерами являются основами грамотного управления компанией и достижения успеха.

Как определить стейкхолдеров

Определение стейкхолдеров поможет выявить людей, компании, организации, которых способен заинтересовать бизнес. Либо они способны влиять на него. Выявить стейкхолдеров не так сложно. Вас ждёт серия шагов.

  • Идентифицируйте цель компании, бизнес-проекта. Чёткое понимание того, чего вы хотите достичь или изменить, поможет определить группы людей, организации, которые будут заинтересованы в этом. 
  • Составьте список групп людей, которые зависят, получают выгоды от работы компании. Или наоборот пострадают в результате запуска бизнес-проекта. Помните, что это не только сторонние организации. Мы о клиентах, поставщиках, конкурентах, контролирующих ведомствах, общественных организациях и о вашей команде тоже.
  • Определите интересы и влияние каждой группы. Разберитесь, какие интересы и приоритеты представляет каждое из этих сообществ. Подумайте, как действия компании способны повлиять на них, или как они готовы повлиять на её руководство. Разумеется, влияние бывает как положительным, так и отрицательным.
  • После этого составьте окончательный список стейкхолдеров, которых удалось определить. Укажите их группы, интересы, влияние и роль, которую они играют в предпринимательском проекте или бизнесе.
  • Работайте с каждым стейкхолдером. Необходимо установить связь и взаимодействие с каждой группой, компанией, поставщиком, конкурентом. Узнайте их потребности, мнения, интересы и предложения. Это позволит лучше понять, как учесть интересы всех сторон в работе компании.

Определение стейкхолдеров – как ремонт. Его нельзя закончить – можно только приостановить. И то ненадолго. Иначе упустите тех, чьи интересы компании стоит учитывать, и рискуете остаться без стратегических поставщиков или старых клиентов.

Список стейкхолдеров обновляют по мере развития бизнеса.

Как управлять стейкхолдерами

Взаимодействие с каждым стейкхолдером требует разнообразных подходов. Каковы некоторые общие принципы, которые могут помочь бизнесу работать с ними?

Общайтесь. Важно внимательно слушать и слышать, анализировать услышанное, прочитанное, держать обратную связь со стейкхолдерами. Создавайте каналы общения для обратной связи, устраивайте встречи, опросы или другие форматы диалога, чтобы лучше понять их желания и ожидания.

Учёт интересов стейкхолдеров при принятии решений. Особенно при принятии стратегических решений. О чём речь? О создании надёжных бизнес-моделей, ответственности за условия работы коллектива и судьбу конкретных работников. 

Добавим в этот список и влияние компании на жизнь города, окружающую среду, соблюдение этических норм. Всё это поможет отвечать потребностям как бизнеса, так и стейкхолдеров. 

Управление ожиданиями. Некоторые стейкхолдеры строят нереалистичные ожидания от бизнеса. Важно ясно объяснить перспективы и ограничения компании, чтобы избежать недовольства и конфликтов. Общение поможет выровнять ожидания стейкхолдеров.

Партнёрство и сотрудничество. Компании стоит работать над созданием партнёрских отношений с важными стейкхолдерами, стремиться управлять коммуникациями в каждом бизнес-проекте. Перед руководителями стоит задача установить открытые отношения, найти общие цели со стейкхолдерами и сотрудничать для их достижения, учитывая интересы всех сторон.

Обязательно следите за переменами. Изменения в ожиданиях и интересах стейкхолдеров – нормальное явление. Внимательно наблюдайте за изменениями на рынке, в общественных группах, в сообществе конкурентов и партнёров, а также за изменениями внутри компании, чтобы адаптироваться и удовлетворять новые потребности стейкхолдеров.

Как убедить стейкхолдера-инвестора дать денег на бизнес

Переговоры со стейкхолдером, который способен инвестировать в бизнес, – процесс, требующий тщательно спланированной стратегии и эффективной коммуникации. Его стоит поделить на этапы:

  • перед встречей с возможным инвестором, тщательно исследуйте собственный бизнес и его потенциал на рынке. Заранее подготовьте детальный бизнес-план, включая информацию о рынке, конкурентных преимуществах, рисках и прогнозах по доходности.
  • не поленитесь и постарайтесь разобраться в том, что важно для инвестора. Подробно изучите их инвестиции в другие проекты и попробуйте понять, что конкретно привлекает их в каждом из проектов.
  • убедительно докажите стейкхолдеру, что ваш бизнес приносит пользу и преимущества. Для этого продемонстрируйте потенциал роста, конкурентоспособность, другие факторы, которые делают ваш бизнес перспективным.
  • подробно опишите, каким образом ваш бизнес приспособлен к требованиям и тенденциям рынка. Приведите доказательства в виде исследований рынка, практического опыта или положительных отзывов от клиентов.
  • важно быть искренним и открытым, вести себя профессионально. Объяснить, какое значение имеют ваши цели и ценности, в чём миссия компании, и как они соответствуют интересам стейкхолдера.
  • не забудьте объяснить инвестору, каким образом ваш бизнес-план позволит ему получить нужный доход или возврат инвестиций. Пусть финансовые прогнозы будут здравыми.
  • расскажите, как инвестор, если захочет, выйдет из проекта в будущем и получит прибыль. Лучше предложить несколько вариантов – продажа доли бизнеса, выкуп акций или возможные стратегические сделки.

Важно пользоваться гибким и открытым подходом в работе с каждым стейкхолдером, учитывая их интересы и вклад в бизнес, чтобы подружиться и достичь позитивных результатов.

Также читайте: Как привлечь инвесторов